gluxov (gluxov) wrote,
gluxov
gluxov

Category:

Технология живописи урок № 4

Урок № 1 здесь - http://gluxov.livejournal.com/89082.html
Урок № 2 здесь - http://gluxov.livejournal.com/91933.html
Урок № 3 здесь - http://gluxov.livejournal.com/93272.html

В данных своих записках, я преследую важную для меня цель: Передать молодому поколению художников, свой технологический опыт в живописи, который я шлифовал на протяжении 37 лет, а так же передать уроки моих педагогов учивших меня этой не простой дисциплине.
И еще : Мы живем сейчас, как говорит Фазиль Искандер - Время, в котором стоим - в тяжелые, для художников времена. Для художников всего мира. Но для российских - особенно. Ибо, для нас на пути творчества, кроме соблазнов и трудностей духовного и душевного порядка, лежат бревна, мягко говоря, материальных трудностей…
И в самом деле! Художественные материалы российского производства, становятся все хуже качеством, но при этом - все дороже! Дошло до смешного, западные краски: немецкие, французские, голландские материалы - стали дешевле русских! Те краски, например "Боснер" «Рембрандт», «Амстердам», «Лукас», которые в СССР всегда, с для нас, считались почти не доступны по цене, стали дешевле наших, «чернореченских» или «подольских»
Но хватит стенать и плакать... Я вас научу, как делать краски (и не только краски) самому. Дешево и сердито.


ДАВАЙТЕ БОРОТЬСЯ С БЕСПРЕДЕЛОМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ!
СОВЕСТИ У НИ НЕТ, ИХ МОЖНО УБЕДИТЬ ТОЛЬКО СНИЖЕНИЕМ СПРОСА НА ИХ ТОВАР!



Сегодня, в первой части урока,  я расскажу, как делать простые, очень простые подрамники, а во второй части, как правильно и быстро натянуть на подрамник холст.
Простой подрамник - это вещь, преимущественно, для студентов, сам будучи им, именно так их делал, но, впрочем, бывает, что и профи делают такие подрамники, когда нет денег, что бы заказать подрамник или нет времени ждать, пока сделают его мастера-столяры.
Для того, что бы сделать простейший подрамник, нужны : несколько реек (минимум 4), а лучше 5-6. Самое лучшее сечение реек 2см Х 3 см, для небольших подр. (сокращенно буду так обозночать - подрамник) и 2,5 Х 4 - 4,5 см. Если нет таковых, делайте подр. из любых пригодных, какие сможете найти. Потом, в лучшие времена, сделаете хороший пдр. и перетянете холст. Нужны будут еще 4 "косынки" из фанеры (треугольники), которыми вы закрепите углы подр. Также, нужны гвозди или, что лучше, шурупы-саморезы. Вот на рисунке, представлен разрез угла подр. способ его крепления.


ПРОСТОЙ ПОДРАМНИК

Как видите, все просто! Перед тем, как забивать или вкручивать шуруп(на рисунке изображен сплошным черным прямоугольником), лучше просверлить ход для гвоздя или шурупа, иначе - есть риск растрескивания  рейки. После вбивания гвоздя или вкручивания шурупа, чтобы рейка не вертелась, так как гвоздь будет служить осью вращения, набивается на угол "косынку" - треугольник из фанеры. Нет фанеры, можно использовать ДВП или, даже кусок листового пластика.
Во фотография, "чудом" сохранившегося у меня такого подр. Обратите внимание, видимо, у меня тогда не было, даже фанеры и я использовал в качестве "косынок" - рейки.

1

Вид, конечно - неприглядный! Но что поделаешь, ежли нищ и наг?))

Но лучше всего, конечно заказать подрамник у столяра. Причем, у опытного, знающего тонкости этого дела. Я, например, заказываю у столяров, которые некогда работали в ХудФонде. Теперь они переехали на другой конец города и занялись производством более ходового товара, но прежние навыки не забыли, к тому же, они сдают подрамники в магазин "Акварель", где они уже стоят в два, а то и в три раза дороже, чем если брать их непосредственно у столяров. Ну это - понятно!)
Главное, сохранять со столярами дружеские отношения, не жыдиться, приглашать их выпить чаю или водочки, (как придется) и звать их на открытие выставок. В общем, быть людьми.

Вот фото подрамников, которые делают мне наши столяра. Очень недорого. (мало того, поскольку, мы с ними друзья, они мне привозят подр. прямо в мастерскую)

2

3
"САПОЖОК"

4
На этих, первом и третьем, нижнем фото, видно, что поперечная, средняя рейка, утоплены еще ниже уровня "плоскости" подрамника. Это - НЕОБХОДИМО! Когда начнете наносить клей на холст, он станет влажным и в середине начнет проседать более всего. Если поперечина или крестовина, не будут "утоплены" ниже "плоскости" подрамника, то холст будет задевать рейки крестовины и на лицевой стороне холста будут следы от реек. и прочие неприятности.

Обратите внимание! Если подрамник более метра, уже нужна крестовина. Иначе, пдр. поведет пропеллером.
Еще!
Обратите внимание на профиль рейки на 2-ой  фотографии! Там, так называемый "сапожок", выступ - не дающий впоследствии, при натяжении холста, прикасаться ему (холсту) всей плоскости рейки. Это очень важно! Почему - станет вам ясно из схемы ниже.

САПОЖОК

проклейка

Надеюсь, понятно зачем "сапожок"?

Теперь, о натяжении холста. ПРОЦЕСС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫЙ! Будте, плиз, внимательны и аккуратны. От этого много зависит впоследствии, вплоть до сотен лет вперед.
Нас, всегда учили в старой школе, что надо натягивать холст от середины подрамника, к краям. Поворачивая подрамник по кругу, и проходя креплением гвоздями холста - симметрично. Это верно! Этого способа натяжения никто не отменял.
Но представьте, что вам надо натянуть большой холст. Полтора, а то и два метра. А если еще больше? Как его вертеть? Мама-джан! Вы упаритесь и все проклянете! А если надо натянуть зараз не один, а десяток подрамников? )))
Именно поэтому, художники-оформители, еще в советские времена, когда надо было делать огромные портреты вождей на холсте и лозунги к праздникам, (голь на выдумки хитра!) изобрели метод натяжки, которым я пользуюсь и поныне, а сейчас расскажу его вам.
Вам понадобятся инструменты: линейка, макетный нож, спец-щипцы для натяжки холста, степлер.

8
Макетный нож. Лучше купить хороший. Профессиональный. Пусть и дороже, но надежный! Он есть обычно в магазине "Крепыж"

9-5
Это - спец-щипцы. Есть в магазинах для художников. Не дрогой. 120-200 руб.

9-7
Степлер. (хороший. немецкий)

9-6
Здесь, я специально показал, сколько я испробовал степлеров, пока не нашел подходящий. Я брал их, исходя из дешевизны, но в отношении инструмента - это не проходит.
Надо брать дорогой, крепкий, надежный инструмент! Я раньше брал дешевые, китайские. Но опыт показал, что самый лучший - немецкий, при чем, сделанный непременно в Германии! Со временем, когда столкнетесь с ними, (а лучше не сталкивайтесь) поймете о чем я...
(К сожалению, самый лучший и, к стати - дорогой, у меня украли и я не могу вам его показать... Тот был - ваще - шедевр!)

Теперь о натяжении холста...

5

Кладете подрамник на холст так, как показано на фото. Сапожком вниз. (видите, как привинчена поперечная рейка к изнанке подр.? Запомните!)

9-1
обрезаете лишнее...
7
Обрезаете ножом лишнее, на столько, как показано на фото ниже. А именно, что бы хватило холста на загиб на обратную сторону подрамника.

9

Теперь крепим холст при помощи степлера, к одному из углов подрамника, как показано на фотках ниже. Углы укладываем аккуратно! Это пригодится для экспозиции на выставке, если вы будете экспонировать картину без рамы, да и если и с рамой, будет меньше проблем с ее одеванием. Да и ваще - красивый уголок - это кайф!

9-4

9-8

8-4

99-1

99-2

99-3

99-4

Ну а теперь, о сути нововведения художников-оформителей в процесс натяжки холста. Берете щипцы, зажимаете ими холст с противоположного конца, углу, который толькочто закрепили  и сильно тянете . Настолько сильно, насколько можете и насколько позволяет крепость холста. (НАПОМИНАЮ, ХОЛСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ СУХИМ!). Тянете ровно, дабы кромка холста была параллельной кромке подрамника.

.5-3

Закрепляете угол, точно так же, как и первый.

99-7\

Затем тянете, так же сильно холст в другую, в данном случае, по большей стороне подр. и тоже, аккуратно, закрепляете угол.

8-2

8-3

Видите ли, когда вы натягиваете холс таким способом, то холст натягивается равномерно, с одинаковым напряжением по всей линии стороны подр. Это хорошо. Чуть позже, вы увидите, почему.
Затем, слегка подтягивая холст, именно слегка, так, что бы на поверхности холста только проступили острые грани подрамника, вы закрепляете срепками степлера холст по всей стороне подр. Вернее - по двум уже натянутым сторонам подрамника. Если ваш степлер хорош, то на закрепление одной стороны увас уходит от 30 сек., до одной минуты, в зависимости длины рейки. (неплохо да?))

6-5

6-6

6-7

99-5

99-6

И вот наступает последняя стадия в процессе натягивания холста.  У вас осталось две незакрепленные, болтающиеся свободно стороны холста.
Начинаете с любой стороны.
Так же сильно,  тянете щипцами холст и придерживая холст в этом месте, где щипцы холст тянут сильнее всего, второй рукой, степлером закрепляете эту точку. Так проходите всю длину рейки.

6-4

8-5

8-6

6-2

6-1

7-6

7-5

Повторяете всю предыдущую процедуру, на другой стороне подраминика.
Аккуратно закрепляете два оставшихся угла.

7-9

7-8


7-7

9-4

9-2

9-3

8-4

Ваш холст готов!

8-7

Прикоснитесь к натянутому холсту пальцем. Он должен быть упругим!

7-2


8-9

Осталось только привести в порядок изнанку натянутого подрамника. Обрезать лишнее. Закрепить, подтянув те места, которые остались не дотянутыми

Еще немного. Посмотрите сквозь холст на свет. Например, на окно или лампу и вы увидите, как нити холста пересекаются и тянутся от рейки к рейке. Если вы, все делали все правильно, то нити будут прямы и параллельны рейкам подрамника. Кстати, кроме скорости натяжки, (а на натяжение именно этого холста, размером 60 Х 80 см. у меня ушло не более 10-ти минут). этот способ, как раз дает возможность натянуть холст почти совершенно равномерно и все нити будут в нем параллельны рейкам подрамника. Это важно, если вы хотите, что бы в дальнейшем, холст и краска, которая буде впоследствии на нем, вели себя так, ка предначертано им технологией. Не отслаивалась и не шелушилась. Не коробилась.

8-8

Вт и все!
5-9

До скорой встречи!
На следующем уроке, я научу вас правильно грунтовать холст.)


ДАВАЙТЕ БОРОТЬСЯ С БЕСПРЕДЕЛОМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ!
СОВЕСТИ У НИ НЕТ, ИХ МОЖНО УБЕДИТЬ ТОЛЬКО СНИЖЕНИЕМ СПРОСА НА ИХ ТОВАР!


урок № 5 здесь - http://gluxov.livejournal.com/113925.html
Tags: технология живописи
Subscribe

  • Технология живописи. урок 12.

    Молодым художникам. Секреты старого мастера. (продолжение) урок № 12 Я уже писал, как сделать хорошее льняное масло из фигни дешевой, что продают в…

  • МОЛОДЫМ ХУДОЖНИКАМ. Секреты старого мастера.

    МОЛОДЫМ ХУДОЖНИКАМ. Секреты старого мастера. урок"11 На днях зашел попроведать меня молодой человек, талантливый художник-керамист. Попили чайку…

  • Технология живописи

    Молодым художникам совет. Технология живописи.урок № 10. Мня спрашивают молодые люди, а что такое - паровая баня? Отвечаю: Иногда, нет времени…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Технология живописи. урок 12.

    Молодым художникам. Секреты старого мастера. (продолжение) урок № 12 Я уже писал, как сделать хорошее льняное масло из фигни дешевой, что продают в…

  • МОЛОДЫМ ХУДОЖНИКАМ. Секреты старого мастера.

    МОЛОДЫМ ХУДОЖНИКАМ. Секреты старого мастера. урок"11 На днях зашел попроведать меня молодой человек, талантливый художник-керамист. Попили чайку…

  • Технология живописи

    Молодым художникам совет. Технология живописи.урок № 10. Мня спрашивают молодые люди, а что такое - паровая баня? Отвечаю: Иногда, нет времени…